ПРОГРАММА ФИЗИНСТРУКТОРА
Данная программа разработана в
соответствии Федерального Государственного Образовательного Стандарта
Дошкольного Образования, утвержденного приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года
№ 1155.
Дошкольный возраст –
важный период формирования человеческой личности. Именно в детском возрасте
формируются основы физического и психического здоровья детей. О единстве
физического и психического развития свидетельствуют многочисленные
экспериментальные исследования, проведенные с детьми дошкольного возраста
(А.В.Запорожец, 1960 г.; Ю.Ф.Змановский, 1990 г.; А.И.Федоров, 2002 г.;
Л.Н.Волошина, 2004 г и др.).
В общей системе
образования и воспитания физическое воспитание детей дошкольного возраста занимает
особое место. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного
педагогического воздействия формируются здоровье, общая выносливость и
работоспособность, жизнедеятельность и другие качества, необходимые для
всестороннего гармоничного развития личности. Формирование физических качеств,
двигательных умений и навыков тесно связано с психическим здоровьем ребенка, с
воспитанием эстетических чувств и нравственно – волевых черт личности. Ряд
авторов (А. А. Кенеман, Д. В. Хухлаева, 1995 г., Н. Н. Ефименко,1999 г., Э. Я.
Степаненкова, 2001 и др.) подчеркивают, что задачи физического воспитания
должны решаться в комплексе и взаимосвязи с задачами умственного,
нравственного, эстетического и трудового воспитания.
В настоящее время система
дошкольного образования в России претерпевает существенные изменения.
Инновационные процессы, происходящие в сфере дошкольного образования в целом,
касаются и физического воспитания детей дошкольного возраста. С.Б. Шарманова,
А.И.Федоров наряду с положительными
изменениями отмечают и негативные тенденции в дошкольном образовании, к которым
можно отнести: не всегда обоснованное применение зарубежных систем воспитания;
возрастание объема и интенсивности познавательной деятельности в ущерб
двигательной деятельности детей; недостаток квалифицированных кадров;
разобщенность деятельности медицинского и педагогического персонала.
Приоритетным направлением в работе с
детьми дошкольного возраста, должно быть физическое воспитание дошкольников,
направленное на повышение сопротивляемости детского организма, к
неблагоприятным факторам внешней и внутренней среды, усвоение теоретических
знаний из области физической культуры, формирование двигательных умений и
навыков, развитие физических и психических качеств и способностей, интереса и
потребности в физическом совершенствовании, всестороннем формировании личности
ребенка.
Физическое воспитание дошкольников, должно
предусматривать систему физических упражнений, приносящих ребенку положительные
эмоции, исключение стрессовых ситуаций и страха перед выполнением движений;
достаточную интенсивность и большое разнообразие двигательных действий; много вариативность
форм физкультурно – оздоровительной работы и активного отдыха детей,
возможность индивидуального и дифференцированного подхода к подбору упражнений;
частую смену нагрузок и отдыха в режиме дня ребенка; преемственность в
деятельности детей разных возрастных групп дошкольной образовательной
организации; гибкий график проведения оздоровительных мероприятий в зависимости
от состояния здоровья, утомления, климатических и погодных условий; сезонность
применения физических упражнений; ежедневное проведение занятий по физической
культурой; взаимосвязь задач физического воспитания с другими сторонами
воспитания.
Организационными формами работы по физической
культуре в дошкольной образовательной организации являются: физкультурные
занятия; физкультурно – оздоровительная работа в режиме дня (утренняя
гимнастика, подвижные и спортивные игры, физкультминутки, закаливающие
мероприятия в сочетании с физическими упражнениями); активный отдых
(физкультурные досуги, спортивные праздники, Дни здоровья, туристические
походы); самостоятельная двигательная деятельность детей; работа с семьей.
Самостоятельная двигательная деятельность детей дошкольного возраста протекает
под наблюдением педагога. Содержание и продолжительность занятий физическими
упражнениями определяются самими детьми. Характер этих занятий зависит от
индивидуальных данных, подготовленности, возможностей и интересов дошкольников.
Успешное решение задач физического воспитания возможно лишь при осуществлении
индивидуального подхода к детям во взаимосвязанной работе дошкольной
образовательной организации и семьи.
Все формы и виды работы взаимосвязаны и дополняют друг друга. В
совокупности они создают необходимый двигательный режим, обеспечивающий
ежедневные занятия ребенка физической культурой.
Основой физического здоровья ребенка следует считать уровень развития и
особенности функционирования его органов и систем. Уровень развития обусловлен
программой, которая природой заложена в каждом ребенке и опосредована его
базовыми потребностями. Именно удовлетворение доминирующих базовых потребностей
является условием индивидуально – гармоничного развития ребенка.
Современный педагог, работая с дошкольниками, призванный заботиться о
здоровье ребенка, не вправе относиться к нему как к уменьшительной копии
взрослого человека, так как каждому возрастному периоду свойственны свои
особенности строения и функционирования.
1.2. Цели и задачи реализации программы.
Содержание
образовательной области «Физическая культура» направлено на достижение целей
формирования у детей интереса и ценностного отношения
к занятиям физической
культурой, формирование у детей начальных
представлений о
здоровом образе жизни:
1. формирование интереса и ценностного отношения к занятиям,
физической культуре;
2. формирование основ здорового образа жизни.
3. освоение ими гигиенической культуры и культуры движений;
4. развитие потребности в активной двигательной деятельности;
5. формирование интереса к двигательной деятельности;
6. получение удовольствия от игр, движений, упражнений;
7. своевременное овладение основными видами движений;
8. развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх и
физических
упражнениях, активности, в самостоятельной двигательной
деятельности;
интереса и любви к спорту.
Данные задачи
определяют содержание образовательной работы с детьми.
В целом содержание
тематического модуля «Здоровья» внутри
образовательной
области «Физическое культура» включает приобретение
опыта двигательной
деятельности детей, способствующего правильному формированию
опытно-двигательной системы организма, развитию крупной
и мелкой моторики
рук, равновесии и координации движений, становлению
ценностей здорового
образа жизни, овладению его элементарными нормами и правилами (в питании,
двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)
Гармоничное
физическое развитие через решение следующих специфических задач:
I. Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости,
выносливости и координации).
1. Обще развивающие упражнения.
2. Упражнения в равновесии.
3. Броски, ловля, метание.
II. Накопление и обогащение двигательного опыта детей:
1. Овладение основными видами движений: ходьба, бег, ползание и
лазание, прыжки.
2. Совершенствование и автоматизация основных видов движений.
3. Выполнение имитационных движений.
III. Формирование у воспитанников потребности в двигательной
активности
и физическом
совершенствовании:
1. Развивающие подвижные игры.
2. Подвижные игры с правилами и сигналами.
3. Дагестанские игры.
4. Ориентировка в пространстве.
5. Ритмика.
6.
Танцевальные упражнения.
Физическое развитие:
1.
Развитие
физических качеств.
2.
Правильное
формирование опорно – двигательной системы организма, развитие равновесия,
координации движений, крупной и мелкой моторики.
3.
Правильное
выполнение основных движений.
4.
Формирование
начальных представлений о некоторых видах спорта.
5.
Овладение
подвижными играми с правилами.
6.
Становление
целенаправленности и само регуляции в двигательной сфере.
7.
Овладение
элементарными нормами и правилами здорового образа жизни.
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы.
Принципы физического
воспитания, в соответствии с которыми
складываются
закономерности, правила и требования, предъявляемые к инструктору по физической
культуре, определяют его деятельность по всесторонней физической подготовке
ребенка к будущей жизни, раскрытию у него жизненно важных сил, гармоническому
развитию. В физическом воспитании наряду с общепедагогическими дидактическими
принципами (сознательности и активности, наглядности, доступности и т.д.)
имеются специальные, которые выражают специфические закономерности
физического
воспитания.
Общепедагогические принципы:
• соответствует
принципу развивающего образования, целью которого
является развитие
ребенка;
• сочетает принципы
научной обоснованности и практической применимости,
(содержание Программы
соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной
педагогики и как показывает опыт, может быть успешно
реализована в массовой практике дошкольного образования);
• соответствует
критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные
цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);
• обеспечивает
единство воспитательных, развивающих и обучающих целей
и задач процесса
образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации, которых формируются
такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;
• строится с учетом
принципа интеграции образовательных областей
в соответствии с
возрастными возможностями и особенностями детей,
спецификой и
возможностями образовательных областей;
• основывается на
комплексно-тематическом принципе построения
образовательного
процесса;
• предусматривает
решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и
детей и самостоятельной деятельности
дошкольников не
только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении
режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
• предполагает
построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с
детьми.
Основной формой
работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;
• допускает
варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных
особенностей;
• строится с учетом
соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между
детским садом и начальной
школой.
• связь физической
культуры с жизнью;
• принцип
систематичности и последовательности
• принцип наглядности
и доступности
• принцип
оздоровительной направленности
· принцип
индивидуализации
В дошкольных
учреждениях используются разнообразные способы
обучения:
1. фронтальный - направленный на одновременное осознанное
выполнение
двигательных действий всеми участвующими в этом процессе
детьми;
2. групповой - обеспечивает возможность самостоятельного упражнения
в
знакомых движениях
небольшой группе детей или позволяет педагогу,
подобрав
дифференцированные задания для небольших групп детей,
обучать другую группу
двигательному действию;
3. индивидуальный - позволяет каждому ребенку самостоятельно и
успешно
выполнять данное ему
воспитателем задание.
Использование
разнообразных способов обучения обеспечивает принцип
единства оптимального
сочетания фронтальных, групповых и
индивидуальных
способов обучения, что способствует эффективному решению
воспитательно-образовательных и оздоровительных задач в работе с детьми.
Все принципы
физического воспитания осуществляются в единстве.
Они реализуют
оздоровительную направленность физического воспитания и обеспечивают связь
физической культуры с жизнью, осуществляют подготовку ребенка к обучению в
школе, формируют любовь к занятиям физическими упражнениями, спортом. Программа
нацелена на творческую инициативу педагогов и создает простор для творческого
использования различных педагогических технологий. Такой подход позволяет
педагогу грамотно организовывать образовательный процесс.