АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА МБДОУ №41
Дошкольное образование в Муниципальном
бюджетном дошкольном образовательном
учреждении «Детский сад №41»
осуществляется в соответствии с Адаптированной
образовательной программой Муниципального
бюджетного дошкольного
образовательного учреждения детского сада
общеразвивающего вида
для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья
(с нарушениями речи, с задержкой
психического развития), (далее Программа),
разработанными в соответствие с Законом
«Об образовании в Российской Федерации»,
Порядком организации осуществления
образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам –
образовательным программам дошкольного
образования, от 30 августа 2013 г. № 1014; Указом Президента РФ Владимира
Путина от 2 октября 1992 года «О дополнительных мерах государственной поддержки
инвалидов», Федеральным
государственным образовательным стандартом
дошкольного образования от 17 октября 2013 г. № 1155; Планом действий по обеспечению введения Федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного
образования от 13 января 2014 года № 08-10; Письмом
Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки «О недопустимости требования от организаций, осуществляющих
образовательную
деятельность по программам дошкольного
образования, немедленного приведения
уставных документов и образовательных
программ в соответствие с ФГОС ДО» от 07
февраля 2014 года № 01-52-22/05-382;
Письмом Департамента общего образования
Министерства образования и науки РФ
«Комментарии к ФГОС дошкольного
образования» от 28 февраля 2014г. №
08-249; «Программой воспитания и обучения для
детей с фонетико – фонематическим
недоразвитием» под.ред. Т.Б. Филичевой, Г.В.
Чиркиной; программой «Подготовка к
школе детей с задержкой психического развития»
под ред. С.Г. Шевченко.
В дошкольном учреждении функционирует 8
групп дошкольного возраста, в которых пребывают 3-е детей инвалидов, 25 детей с нарушениями речи.
Комплектование групп осуществляется по возрастному принципу и по медико – психолого – педагогическим
рекомендациям (для детей с нарушениями речи и детей с задержкой психического развития).
Ежегодный
контингент детей определяется социальным заказом
родителей воспитанников.
Цель реализации Программы — проектирование
модели коррекционно-
развивающей психолого-педагогической
работы, максимально обеспечивающей создание
условий для развития ребенка с ТНР и детей
ЗПР, его позитивной социализации,
личностного развития, развития инициативы
и творческих способностей на основе
сотрудничества со взрослыми и сверстниками
в соответствующих возрасту видах
деятельности.
Задачи Программы:
- помочь специалистам дошкольного
образования в психолого-педагогическом изучении
детей с речевыми расстройствами и с задержкой
психического развития;
- способствовать общему развитию
дошкольников с ОВЗ, коррекции их психофизического
развития, подготовке их к обучению в
школе;
- создать благоприятные условия для
развития детей в соответствии с их возрастными и
индивидуальными особенностями и
склонностями;
- обеспечить развитие способностей и
творческого потенциала каждого ребенка как
субъекта отношений с самим собой, с
другими детьми, взрослыми и миром;
- способствовать объединению обучения и
воспитания в целостный образовательный
процесс.
Решение конкретных задач коррекционно-развивающей
работы, обозначенных в
каждом разделе Программы, возможно лишь
при условии комплексного подхода к
воспитанию и образованию, тесной
взаимосвязи в работе всех специалистов (учителя-
логопеда, педагога-психолога,
учителя-дефектолога, музыкального руководителя,
инструктора по физической культуре и
воспитателей ) дошкольной организации, а также
при участии родителей в реализации
программных требований.
Решение данных задач позволит сформировать
у дошкольников с речевыми нарушениями
и психо-физическими психологическую
готовность к обучению в общеобразовательной
школе, реализующей образовательную
программу или адаптированную образовательную
программу для детей с ОВЗ, а также достичь
основных целей дошкольного образования,
которые сформулированы в Концепции
дошкольного воспитания.
1.1.2 ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ
«ПРОГРАММЫ»
Теоретической основой Программы стали:
• Концепция о соотношении первичных и
вторичных нарушений (Л.С.Выготский);
• Учение об общих и специфических
закономерностях развития аномальных детей
(Л.С. Выготский, Н.Н. Малофеев);
•Концепция о соотношении мышления и речи
(Л. С. Выготский, А. А.Леонтьев,
А. Р. Лурия, Ж. Пиаже и др.);
• Концепция о целостности языка как
системы и роли речи в психическом развитии
ребенка(В.М. Солнцев);
• концепция о соотношении элементарных и
высших психических функций впроцессе
развития ребенка (Л. С. Выготский, А. Р.
Лурия);
• современные представления о структуре
речевого дефекта (Р.И. Лалаева,
Е.М. Мастюкова, Е. Ф. Соботович, Т.Б.
Филичева, Г. В. Чиркинаи др.).
В целях
подготовки образовательных учреждений к введению ФГОС для детей с ОВЗ
Министерством образования и науки РД издан приказ от 05.03.2015 г. № 737 «Об
организации работы по введению ФГОС образования, обучающихся с ОВЗ» и
разработан План мероприятий («дорожная карта») по реализации Комплекса мер по введению
федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в Республике Дагестан в
2015-2018 г.г.